Маркетинг и продажи

Аналитика мобильных приложений: показатели эффективности и сервисы аналитики

Аналитика мобильных приложений: показатели эффективности и сервисы аналитики

Мобильные приложения ― это неотъемлемая часть повседневной жизни. За 2019 год пользователи со всего мира загрузили 204 миллиарда приложений. Если вы сейчас заняты разработкой или размещением своего первого приложения, самое время продумать систему работы с аналитикой. Как рассчитать эффективность мобильных приложений? Как узнать об ошибках в сессиях? Когда следует привлекать новую аудиторию? И какую систему для сбора данных использовать?

В этой статье вы найдете подборку показателей эффективности и сможете выбрать вариант для работы с приложением и аналитикой.

Метрики эффективности мобильных приложений

Для начала разберем, на какие показатели эффективности мобильного приложения стоит ориентироваться.

Количество скачиваний и количество регистраций

Первые две метрики, на которые обязательно нужно обратить внимание, это количество скачиваний и количество регистраций. Показатели важны для последующих расчетов.

Количество скачиваний не отражает эффективность, но метрика может отражать качество продвижения. 100 000 скачиваний не смогут рассказать о полезности вашего приложения, так как нет гарантии, что все, кто его скачал, будут им пользоваться.

Важно! При работе с аналитикой рекомендуется выделить оптимальную долю пользователей вашего сервиса и посчитать стоимость установки (CPI): Затраты на продвижение / Количество установивших мобильную программу.

Под оптимальной долей пользователей понимают то количество, которое вы рассчитываете получать каждый месяц. Это средний показатель того, что вы будете зарабатывать с приложения, а не выходить в ноль.

Само по себе количество регистраций еще не формирует объективной картины вашей ЦА. Например, пользователь зарегистрировался с одного аккаунта на двух устройствах. Показатели метрики посчитают два скачивания приложения и одну регистрацию.

Перейдем к основным показателям, по которым можно отслеживать эффективность вашего приложения. Эти данные можно найти в системах аналитики.

Активность в приложении

Метрика количества уникальных пользователей в сервисе. Активность измеряют по периодам:

  1. DAU, или Daily Active Users ― ежедневное посещение. Метрика отражает дни, когда клиенты чаще запускают приложение.
  2. WAU, или Weekly Active Users ― еженедельная активность. Сегмент показывает поведение пользователей через семь дней после установки программы.
  3. MAU, или Monthly Active Users ― ежемесячная активность пользователей. Показатель дает понимание о периодичности запусков приложения.

Важно! Показатели эффективности отслеживают в отчетах систем аналитики и на площадках Google Play или App Store.

Вовлеченность пользователей

Рассмотренные выше метрики помогают рассчитать вовлеченность пользователей, или «липкость» (Sticky Factor) ― показатель, который отражает полезность и интерес:

  • Недельную степень вовлеченности: DAU / WAU * 100%.
  • Месячную степень вовлеченности: DAU / MAU * 100%.

Пример: 200 ежедневных пользователей / 1000 ежемесячных клиентов * 100% = 20%.

Если клиенты запускают сервис каждый день, показатель «липкости» будет равен 100%. Низкий показатель говорит, что мобильное приложение не интересно аудитории или не так полезно.

Важно! Оптимальное месячное значение вовлеченности составляет 20%, для мобильных игр ― 20-30%.

Когда отметка доходит до 5%, следует подключить рекламу, push уведомления, добавить новые функции, проверить приложение на спам или обновить версию, чтобы привлечь внимание пользователей. Предложите довод, из-за которого они должны вернуться к вам.

Например, в популярных играх есть варианты поощрения: бонусы, ежедневные задания, прокачка героев и так далее. В приложениях используют систему добавления нового функционала, подписку по скидке, промокоды.

Средняя продолжительность сессии

Average Session Length (ASL) ― количество часов, проведенных в мобильном приложении. По ASL отслеживают аудиторию, на которую стоит сделать акцент. Показатель отслеживается в системах аналитики, в конце статьи мы рассмотрим популярные решения для работы с данными.

Показатель сессии важен для владельцев коммерческих сервисов: если приложение полезно для пользователя и оно востребовано каждый день ― клиенты, скорее всего, приобретут полную версию.

Важно! Не подходит для фоновых приложений: трекеров для отслеживания количества шагов, виджетов, для сервисов по вызову такси, заказов номера в отеле и другого.

Формула: Средняя продолжительность сессии = Суммарная продолжительность сессий / Общее количество сессий.

Пример: 90 часов / 20 сессий = 4,5 часа.

Коэффициент удержания клиентов

Retention Rate (RR) ― качество трафика, а именно процент вернувшихся после скачивания программы пользователей.

Расчет:

RR = Вернувшиеся пользователи / Общее число пользователей, установивших приложение * 100%.

Пример: 40 вернувшихся посетителей / 150 пользователей, скачавших приложение * 100% = 26,7%

Данный показатель не должен быть высоким. Допустимым является уровень в 20-30%. Если показатель равен 40% ― ваш сервис популярен у пользователей. Но когда отметка опускается на 10-15%, есть смысл внести правки в функционал и пересмотреть варианты привлечения аудитории. При этом, в первую очередь, ориентируемся на задачи приложения:

Высокий показатель работает хорошо для программ, которые требуют активности ежедневно: интерактивные игры с бонусами на каждый день, новостные приложения, социальные (мессенджеры).

Низкий показатель будет нормой для справочников, навигационных карт, приложений по мероприятиям в городе, сервисов по финансовой тематике, бизнес-приложений.

Существует три вида RR для оценки маркетинговой стратегии:

  1. 1-й день удержания ― доля пользователей, которые воспользовались сервисом на следующий день. Низкий показатель указывает на то, что пользователям сложно разобраться в интерфейсе или приложение не решает их задачи или потребности.
  2. 7-й день удержания ― процент пользователей, вернувшихся через семь дней. При низком показателе рекомендуется пересмотреть предложения для целевой аудитории (объявления, описание, функционал).
  3. 30-й день удержания ― приложением пользуются спустя месяц, это говорит о том, что ваш продукт актуален на рынке. Если метрика показывает невысокие данные, следует пересмотреть стратегию продвижения и параметры приложения.

Показатели необходимо проверять каждый день и сравнивать активность после внесения изменений в структуру сервиса.

Виральность

Virality ― количество приглашений, которые рассылает один ваш клиент. Используется банковскими и социальными приложениями, интернет-магазинами и так далее.

Рассчитывается по формуле:

Виральность = Число приглашений от клиента * (Количество зарегистрированных / Количество приглашенных) * (Количество рассылающих / Количество зарегистрированных)

Пример: Для начала берем количество приглашений от одного пользователя ― 15. Из этих приглашенных, зарегистрировались 5. То есть из 100% (15 человек) получаем: 5 / 15 = 0,3. Далее количество рассылающих делим на количество зарегистрированных: из 5-ти приглашенных, рассылки сделают 2-е. Итог: 2 / 5 = 0,4. Собираем данные в формулу: 15 * 0,3 * 0,4 = 1,8.

Важно! Оптимальный показатель виральности должен быть больше единицы. Тогда можно говорить о том, что методы привлечения пользователей работают хорошо.

Вспомните, какие вы получаете уведомления: «Пригласи друга, получи кэшбэк 5%» или «Скидку в 500 рублей на следующую покупку».

Показатель оттока клиентов

Churn Rate (CR) ― доля пользователей, прекративших использовать сервис или удаливших его с мобильного телефона.

Показатель CR позволяет взглянуть на проблемы и причины, из-за которых сервисом перестали пользоваться: баги, сбои в работе, сложный интерфейс, проблема с регистрацией, неполный функционал, спам. Другая причина может быть в привлечении не той аудитории, когда, например, приложения для детей предлагаются их родителям, так как ребенок часто играет с мобильного телефона своего отца.

Формула: Churn Rate = 100% ― RR

Пример: 100% 40% = 60% пользователей не интересен сервис.

Показатели для измерения монетизации

Главной целью для любого разработчика приложения является получение прибыли. В выручку входит процент с каждого пользователя. Существует три метрики, которыми рассчитывают средний доход с клиента.

ARPU или Average revenue per user

Для измерения среднего дохода с одного пользователя применяют показатель ARPU, или Average revenue per user. Показатель является универсальной метрикой, которую можно рассмотреть с нескольких сторон: расчет ведется исходя из общего количества пользователей либо из зарегистрированных или оплачивающих приложение клиентов.

Расчет: ARPU = Выручка от приложения / Количество пользователей, запустивших программу.

Например, выручка за месяц составила 2000 рублей, пользователи запускали приложение 1000 раз. Итого: 2000 / 1000 = 2 рубля составил средний доход.

ARPPU, или Average revenue per paying user

Второй показатель ― это средний доход с одного платящего пользователя (ARPPU, или Average revenue per paying user). Это количество денежных средств, которые клиент использует в приложении: покупка подписки, донаты для игр (покупка героев, сырья), покупка дополнительного сервиса или функционала.

Формула: Average revenue per paying user = Выручка / Число пользователей, совершивших покупку.

Прибыль растет, когда мы привлекаем больше пользователей, совершающих покупки через сервис. На этот сегмент стоит ориентироваться: изучать отзывы, менять функционал, вовлекать скидками и подарками.

ARPA, или Average Revenue per Account

Если ваше приложение ориентировано на прямые продажи от зарегистрированных пользователей, можно рассчитать показатель ARPA, или Average Revenue per Account. Метрика применяется в подсчете среднего дохода с одного аккаунта.

Формула: ARPA = Выручка / Количество учетных записей.

Метрика подходит для интернет-магазинов, банков, коммуникаций (оплата услуг ЖКХ).

Стоимость привлечения одного пользователя

CAC, или Customer Acquisition Cost ― показатель для оценки эффективности вложений в продвижение.

Формула: Сумма расходов на РК / Число привлеченных клиентов.

Расчет делают для каждого рекламного канала: чем ниже стоимость привлечения, тем лучше канал себя окупает.

Пример: приложение рекламируется на YouTube и в поисковой сети Google. За месяц на поиск и видеохостинг было потрачено по 30 000 рублей, число привлеченных пользователей с Google ― 150. А пользователей с видеохостинга ― 400.

CAC поиск Google = 30 000 / 150 = 200 рублей.

CAC YouTube = 30 000 / 400 = 75 рублей.

Важно! О том, как снизить стоимость привлечения клиента, читайте в нашей статье.

Пожизненная ценность клиента

LTV, или LifeTime Value ― доход с одного пользователя за все время использования сервиса.

Расчет: LTV = ARPU * LifeTime,

где LifeTime ― среднее время использования мобильной программы, или ALC (Average Lifetime Customer) = 1 / Churn Rate.

В аналитике всегда сравнивают несколько показателей, например, отношение LTV к CAC:

  • 1:1 — рекомендуется улучшить ситуацию: проверить каналы продвижения, пересмотреть целевую аудиторию, проверить работоспособность приложения.
  • 2:1 — при этих показателях расходы не окупаются.
  • 3:1 — оптимальное соотношение, возможность инвестировать в продвижение и покрывать амортизацию.
  • 4:1 — получение хорошей прибыли, необходимо удержание показателей эффективности на этом уровне.

Пример, выручка за месяц составила 50 000 рублей. Количество пользователей, запустивших приложение — 1200. Показатель оттока равен 35%. Итого: LTV = (50 000 / 1200) * (1/35%) = 41,67 * 2,86 = 119 рублей с одного пользователя за рассматриваемый месяц.

Рекомендуем к прочтению! В статье мы подробно рассказали, где еще используется метрика LTV.

Сарафанность

Метрика для отслеживания «сарафанного радио», или пользователей, которые пришли по рекомендации друзей.

Формула расчета: Коэффициент сарафанного радио = Количество органических пользователей за месяц / MAU * LTV.

Рекомендация! Показатель сарафанности должен быть больше Churn Rate. Тогда это будет характеристика положительного развития приложения.

Пример: Количество органических пользователей = 20. За месяц количество пользователей составило 50 человек. Показатель LTV = 170 рублей. Итого получаем: сарафанность: (20 / 50) * 170 = 68 человек пришли по рекомендации друзей.

Коэффициент виральности или вирусности

Коэффициент виральности (K-factor) одно платное привлечение приводит n-ое количество органических пользователей. Получается, что фактическая стоимость платного привлечения пользователя всегда ниже.

K-factor рассчитывается по формуле:

1 + Количество органических установок / Количество платных установок

Пример: количество пришедших пользователей из Google Play — 5 человек. Количество платных установок за месяц составило 10. K-factor: 1 + 5 / 10 = 1,5%.

Цена эффективной установки

eCPI — ставка CPI для определения эффективности мобильного приложения. Более точный показатель, если сравнивать его с CPI.

Формула: eCPI = CPI / K-factor.

Пример: Затраты на продвижение в месяц составили 1000 рублей, установили приложение 1000 человек. K-factor равен 1,5. eCPI: (1000 / 1000) / 1,5 = 0,67%.

Окупаемость рекламных вложений

Первый показатель: ROMI, или Return on Marketing Investment — показатель рентабельности инвестиций в рекламу.

Формула: ROMI = (Прибыль, полученная от рекламной кампании — Маркетинговые расходы) / Маркетинговые расходы * 100%.

Второй показатель: ROAS (Revenue from Advertising Spends) — метрика для отслеживания прибыли. Помогает понять, какие рекламные каналы успешны, а какие нет.

Расчет: ROAS = Доходы от рекламы / Маркетинговые расходы * 100%.

Мы рассмотрели главные показатели эффективности мобильного приложения. Перейдем к системам аналитики и разберем популярные сервисы, где вы сможете отслеживать основные показатели, по которым можно рассчитывать окупаемость ваших вложений.

Системы аналитики мобильных приложений

Существует несколько популярных платформ для отслеживания показателей эффективности мобильного приложения. Рассмотрим варианты систем аналитики.

AppMetrica

Бесплатный сервис от Яндекса для анализа данных мобильного сервиса и его продвижения. Разработчики постоянно ведут работу с сервисом и добавляют новые отчеты и возможности.

Поддержка платформ: Android, iOS, Windows, Unity, Cordova и Xamarin.

Функционал трекинга:

  • Точный трекинг — отслеживание источников трафика.
  • Отслеживание конверсий.
  • Сегментирование аудитории.
  • Крэш-аналитика — отчеты о сбоях приложения и оценка серьезности проблемы.
  • Отслеживание времени пребывания в приложении.
  • Простой и логичный интерфейс.
  • Хранение данных и доступ к ним в любое время.
  • Отслеживание данных через мобильное приложение и веб-сервис с компьютера.
  • Поддержка отложенных и динамических Deep Links.
  • Когортный анализ — оценка возврата и вовлеченности пользователей по периодам.
  • Оценка срока жизни пользователей.
  • Настройка push уведомлений — возможность протестировать лучшую форму для привлечения пользователей.
  • Выгрузка отчетов в формате .csv и .png.
  • Визуализация отчетов в графики.

Важно! Для работы с сервисом необходимо завести аккаунт в Яндексе.

Минусы:

  • Часть визитов может не учитываться.
  • Для работы с сегментами в мобильном приложении необходимо настроить их через веб-версию.
Рабочий стол AppMetrica
Рабочий стол AppMetrica

Firebase Analytics

Сервис от Google для комплексной аналитики и разработки мобильного приложения.

Важно! В Google Analytics есть возможность отслеживания мобильных программ, но Firebase имеет расширенные настройки для анализа данных и поддерживает возможность настройки приложения.

Сервис частично бесплатный: для тестирования и хранения данных нужно будет оплатить дополнительный функционал сервиса. От нескольких центов до 5 долларов за подключение дополнительного сервиса.

Поддержка платформ: iOS, Android.

Функционал программы:

  • Отслеживание конверсий.
  • Отслеживание трафика.
  • Отслеживание путей пользователей до совершения сделки.
  • Аналитика пользователей (DAU, MAU, Retention и так далее).
  • Хранения данных в облачном хранилище.
  • Настройка push уведомлений.
  • Возможность подключения In-App Messaging — отправка сообщений пользователям (например, предложение индивидуальной скидки).
  • A/B тестирование приложений.
  • Отслеживание стабильности приложения — во вкладке Crashlytics можно отследить каждую сессию работы приложения.
  • Возможность анализировать и прогнозировать поведение аудитории.

Минусы:

  • Платная система для хранения данных.
  • Сервис больше ориентирован на разработчиков.
  • Сложный интерфейс для новичков.
Рабочий стол Firebase
Рабочий стол Firebase

Flurry

Платформа для сбора и анализа статистики мобильного приложения. Сервис бесплатный. Для отслеживания монетизации вашего приложения требуется подключить PayPal.

Поддержка платформ: iOS, Android, BlackBerry.

Функционал:

  • Отслеживание воронок продаж.
  • Отслеживание до 5 приложений одновременно.
  • Работа с сегментами аудитории.
  • Отслеживание данных пользователей (основные показатели, интересы, демографические данные и так далее).
  • Аналитика мобильных игр.
  • Простой интерфейс для настройки отчетов.
  • Отслеживание монетизации.

Минусы:

  • Настройка воронок сложная: нет возможности создать условия на отдельные этапы воронки.
Дашборд Flurry
Дашборд Flurry

AppAnnie

Платформа для управления жизненным циклом мобильного приложения. Специалисты AppAnnie каждый год предоставляют статистику популярных приложений и отчеты активности пользователей по всему миру.

Поддержка платформ: iOS, Android.

Функционал:

  • Отслеживание эффективности рекламных кампаний.
  • Анализ рынка приложения по странам.
  • Трекинг конкурентов.
  • Анализ трафика.
  • Отслеживание позиций.
  • Отслеживание отзывов.
  • Оптимизация для магазинов приложений.
  • Статистика об использовании приложения.
  • Работа с ключевыми фразами.

Минусы:

  • Необходимо оплатить подписку, чтобы пользоваться всеми возможностями сервиса: для каждого приложения рассчитывается своя стоимость обслуживания. Для этого необходимо связаться со специалистами сервиса.
Главная страница AppAnnie
Главная страница AppAnnie

Заключение

Рассмотрев данные метрик и подсчитав все показатели, можно судить о том, насколько мобильное приложение эффективно: изучить отношения показателей, проверить активность участников сервиса, определить процент естественного прироста и платного привлечения, определить время и частоту использования приложения, определить показатели монетизации и рассчитать выручку.

Улучшить показатели эффективности мобильного приложения можно несколькими способами:

  • Ежедневно отслеживать все внесенные в приложение изменения.
  • Использовать все возможности для привлечения пользователей.
  • Поощрять пользователей за все время использования мобильного сервиса.
  • Постоянно следить за целевой аудиторией и их желаниями: изучайте отзывы, проверяйте социальные сети, отправляйте push уведомления с просьбой оценить мобильный сервис.
  • Сравнивать показатели эффективности с предыдущими периодами: день, неделя, месяц.
  • Отслеживать каналы продвижения и убирать те, которые не приводят новых клиентов.

Регистрируйтесь в SendPulse, чтобы работать с рассылками для продвижения мобильных приложений: email, web push, Viber, SMS и через чат-ботов в мессенджерах!

Дата публикации:

21 августа 2020
Виталий Веселов

Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...
Средняя оценка: 5/5
Всего голосов: 12

Поделиться:

Facebook Twitter